Алтуфьевское шоссе д.70/1
г. Москва, Россия
+7 (495) 642-49-62
logist_cargolight
info@cargolight.ru
Прежде всего, насколько ощутимыми будут последствия вступления России в ВТО для транспортных, экспедиторских и логистических компаний, для всей отрасли в целом?
По последним данным Всемирного банка, присоединение России к ВТО в течение последующих трех лет будет приносить стране около 3,3% ВВП в год, а через десять лет, при позитивном инвестиционном климате, выгода может увеличиться до 11%.
Изменения не могут не затронуть сферы транспорта. Емкость рынка транспортно-логистических услуг в России в 2009 г. составляла 30 млрд. евро или всего 5% соответствующего рынка Европы (615 млрд. евро). У нас огромный потенциал!
В перспективе должны произойти изменения, которые приведут к созданию приоритетной отрасли экономики, соответствующей мировым стандартам. Присоединение к ВТО вызовет рост внешнеторгового обмена, соответственно - грузооборота, в том числе за счет увеличения объемов перевалки транзитных грузов. Также вполне вероятны рост инвестиций в терминально-складские хозяйства.
Однако помимо преимуществ, которые получит транспортный бизнес страны, возникнут и определенные риски. Из них - унификация транспортных тарифов и цен на погрузочно-разгрузочные работы уровня мировых (согласно правилам ВТО), повышение стоимости топлива и энергии.
Насколько усилится конкуренция на рынке, по Вашему мнению? Как в связи с этим изменится положение российских компаний?
С уверенностью можно говорить о том, что интеграция в мировой рынок транспортных услуг приведет к усилению конкуренции. В первую очередь, это связано с расширением доступа на российский рынок зарубежных перевозчиков, чему будет способствовать снятие административных и тарифных барьеров. Полагаю, что вступление России в ВТО осложнит положение отечественных транспортных компаний, особенно некрупных перевозчиков. Разумеется, усилятся тенденции по перераспределению клиентуры в пользу крупных и средних, а также узкоспециализированных компаний. Кроме того, иностранные производители, столкнувшись с российской действительностью, будут активнее приглашать свои логистические компании.
Те компании, которые уже сейчас не работают на перспективу, будут вынуждены уйти с рынка. Опросы российских перевозчиков показывают, что готовыми успешно конкурировать на отечественном рынке считают себя лишь четверть российских предприятий, в том числе на рынках СНГ всего лишь 18%, в дальнем зарубежье – 9%, а к членству в ВТО уверенно готовы только 10% транспортных компаний.
В пользу ВТО можно сказать, что вступление в него обеспечит возможность использования механизма разрешения споров по защите национальных интересов, гарантирует рост иностранных инвестиций, позволит предприятиям России вписаться в мировые технологические цепочки. Повышение конкуренции на внутреннем рынке заставит российский бизнес больше вкладывать в развитие и переоборудование производства.
Некоторые экспедиторские компании высказывают надежды на увеличение своей прибыли вследствие роста импорта. Как Вы думаете, насколько оправданы эти ожидания?
Могу сказать только одно: видимо, в таких компаниях работают заядлые оптимисты… Грузооборот, конечно, увеличится на порядок, но никто не даст гарантий, что за счет услуг отечественных перевозчиков.
Какие преимущества и недостатки российского бизнеса?
Говоря о недостатках, я бы выделил, прежде всего, состояние российских дорог. Федеральные автомобильные дороги эксплуатируются на грани своей пропускной способности, нормативная загрузка превышена на 13 тыс. км дорог, особенно на подходах к крупнейшим городам. Ускоренные темпы роста автомобилизации страны не вызвало соответствующий рост объемов строительства и реконструкции дорожной сети, а ремонт даже сократился. При увеличении за последние 10 лет автомобильных дорог общего пользования на 15% - автомобильный парк вырос на 75%.
Еще одним сдерживающим фактором, я бы назвал территориальные и структурные диспропорции в развитии транспортной инфраструктуры. Приведение протяженности и состояния дорог в соответствие с потребностями экономики и населения – основное условие, от которого зависит, как Россия впишется в отлаженную систему мировой экономики.
Если рассматривать российский бизнес в целом - он получит ряд существенных преимуществ после вступления страны в ВТО. Например, будет решена затянувшееся проблема с Федеральной таможенной службой по стоимости товаров для расчета пошлин. Сейчас российский бизнес настаивает на стоимости контракта, таможня пользуются средней стоимостью товара. Нормы ВТО для оценки таможенной стоимости предполагают именно стоимость контракта. К тому же принятый импортный тариф не будет изменяться в сторону повышения, что дает возможность планировать деятельность на перспективу. Кроме того, будет введен упрощенный порядок для ввоза некоторых категорий товаров. И этот перечень можно продолжить.
Что следует предпринять российским компаниям?
Мировые тенденции говорят о том, что качество транспортных услуг и конкурентоспособность находятся на высоком уровне развития. Соревнование за качество – не актуально, оно гарантировано. Борьба переместилась в сторону категорий цен и экологичности транспорта. Отсюда стремление поддерживать приемлемую долю транспортной составляющей в цене конечной продукции при соблюдении жестких норм по экологии и безопасности. В дальнейшем российским компаниям предстоит оптимизация ценовой доступности транспортных услуг. Для выхода на мировой рынок отечественным перевозчикам также необходимо совершенствовать безопасность и экологичность транспорта.
Как уже упоминалось, членство в ВТО для российских транспортных компаний грозит слияниями и поглощениями, хотя эксперты давно рекомендуют российским компаниям консолидироваться. Большинство отечественных компаний – небольшие. На рынке существует 5-6 фирм, которые могут составить конкуренцию крупным иностранным экспедиторам. Причем на нашем рынке уже присутствуют международные экспедиторские компании, среди них 25% – это фирмы с частично или полностью иностранным капиталом.
И, наконец , не стоит забывать, что согласно договоренностям таможенного союза, все изменения (в частности - тарифы) коснутся и других участников ТС.